Что важнее – процесс или результат? Западная философия успеха

В последнее время я писал о состоянии потока, энергии, личной эффективности, вдохновении. Сегодня хочу затронуть тему движения к цели и достижения результата.

Изучая различные источники, у меня появился вопрос, обозначенный в заголовке. Что важнее для достижения цели? Концентрация на результате или на процессе достижения.

Как известно, результат – это следствие определённых действий. Но эти действия могут быть следствием различного мышления.

Далее мы рассмотрим разные подходы к достижению целей.

Философия запада

Западная философия направлена на результат. Для достижения необходимо ежедневно концентрироваться на цели (часто богатстве, значимости или предмете роскоши) и упорно идти к её осуществлению.

Так делались многие открытия и изобретения, устанавливались рекорды. Об этом говорит большинство тренеров успеха, теоретиков и практиков практической психологии.

Жгучее желание победы, визуализация успеха, упорный труд – всё это присутствует в арсенале западного «достигатора».

Поставить цель, трудиться ради достижения, победить, перейти к следующей цели – вот алгоритм действий успешного человека.

Неприятности и трудности рассматриваются как опыт, необходимый для достижения максимального результата. Усердно не потрудившись и не познав горести неудачи, не узнаешь сладкий вкус успеха.

В будущее необходимо смотреть с оптимизмом и жить, представляя в деталях желанный момент победы.

Прошлое и будущее

По сути, западная философия успеха разделяет жизнь на прошлое и будущее. Прошлое является горьким опытом, который нужно анализировать и осмысливать, переживая заново негативные эмоции. А в будущем мы видим манящий призрак успеха, но отчасти испытываем страдание от того, что этот долгожданный момент ещё не наступил.

Момент «сейчас» является работой по устранению последствий прошлого и работой на успех в будущем. Его, как такового, не существует в сознании западного человека.

И только во время отдыха от тяжких трудов он испытывает удовольствие в текущем моменте. Причём не за счёт гармонии в своей жизни, а из-за разительного контраста между трудностью и спокойствием.

Оттого представители западного мышления часто беспокойны, нетерпеливы и забывают о полноте и яркости собственной жизни.

Среди них и большинство жителей стран СНГ.

А как же счастье

Я не говорю, что этот подход не имеет смысла. Очень даже имеет. Причём не только смысл, но и колоссальные результаты.

Однако стоит вспомнить, что цель большинства людей – обрести счастье. А люди, заточенные на достижение результата, могут обрести счастье только при его достижении.

Однако цели, как и потребности, растут вместе с успехами. Чем больше мы достигаем, тем большего хотим достичь в будущем. Потому и получается, что удовлетворение очень мимолётно.

То есть, западный человек постоянно испытывает страдание от недостижимости своих мечтаний. Желание большего приводит его в движение, но приносит несчастье из-за неимения желанного.

Достигнув предела своих мечтаний, (как правило, под конец жизни) человек, казалось бы, должен быть доволен прожитой жизнью, своими успехами, оставленным наследием. Но часто его взор устремляется на сферу жизни, которая была заброшена на пути к целям.

И всё равно человек остаётся несчастен, оглядываясь на прошлое. Многие хотели бы вернуться на несколько десятков лет назад и сделать что-то по-другому. Развивать отношения с любимым человеком, заняться любимым делом, отправиться в путешествие, посвятить жизнь духовности.

Так многие люди никогда не достигают гармонии (равновесия) в своей жизни. Состояния, в котором они бы испытывали спокойствие и счастье.

А это ведь самое главное в жизни. Не так ли?

Продолжение о восточной философии успеха.

Извиняюсь за рваный ритм публикаций. Это всё праздники :)

Подпишитесь на обновления блога

Получить в подарок мини-книги и 21-дневный тренинг по личностному росту.

Подписаться на рассылку «Инструменты Интернет для онлайн бизнеса»

Поделиться ссылкой:


Комментарии:

19.04.2012 10:03:20

Смотря что понимать под целью. Если цель глобальна... предположим, так: достижение этой глобальной цели возможно через 15 лет, если вкачивать в это достижение все силы и ни на что не отвлекаться или достигнуть ее через 18 лет, но при этом иметь возможность общаться, выезжать на пикники с семьей и/или друзьями на выходные, иногда «ходить в сауну» (ну вы понимаете о чем я)... в общем, лично я бы выбрал второй путь развития. Даже если не через 18, а 20 или даже 25 лет. IMO, конечно.

19.04.2012 11:10:35

ZeroXor, конечно, цели могут быть разные. Но работать не в кайф 18-25 лет, даже с возможностью иногда отвлекаться на свои личные дела. Это ли не мазохизм?

Мне с головой хватило пары лет.

19.04.2012 12:43:30
#3 IgorTirador

Never Lex,
А мне 3 месяцев

19.04.2012 13:09:33
#4 Дмитрий

Приведу пример из книги:

РЫБАК. И. АНАЛИТИК С УОЛЛ–СТРИТ
Американский бизнесмен сидел на причале одной маленькой коста–риканской деревни, как вдруг к причалу подплыла небольшая лодка с единственным рыбаком. На дне лодки лежало несколько крупных тунцов.
Американец поздравил рыбака с хорошим уловом и поинтересовался, много ли времени заняла рыбная ловля.
Рыбак ответил: «Совсем немного». Тогда бизнесмен спросил, почему тот не остался в море дольше и не поймал еще рыбы. Рыбак сказал, что его улова достаточно, чтобы прокормить семью.
Тогда американец спросил: «Что же ты будешь делать в оставшееся время?»
Рыбак ответил: «Сначала вздремну, потом еще немного порыбачу, затем побуду с детьми, потом предамся сиесте со своей женой, Марией, вечером схожу в деревню, выпью с друзьями вина и поиграю на гитаре. У меня очень насыщенная жизнь и мало времени, синьор». Американец усмехнулся: «Я занимаю высокий пост на Уолл–стрит и могу дать тебе совет. Лови побольше рыбы, лишнюю продай, на вырученные деньги купи лодку покрупнее и открой сайт в Интернете. Тогда твоя работа приобретет больший масштаб и ты накопишь капитал для покупки нескольких новых лодок. Впоследствии у тебя будет целый флот. Вместо того чтобы продавать рыбу посредникам, ты будешь сдавать ее прямо на фабрику, а позже откроешь собственный консервный завод. Ты будешь контролировать производство продукта, его переработку и распределение. Для этого тебе нужно будет переехать из этой деревни в Сан–Хосе, потом Лос–Анджелес, а потом и в Нью–Йорк, где ты сможешь заняться внешними источниками (аутсорсингом) и создашь полноценное вертикальное предприятие».
Тогда рыбак спросил: «Но синьор, сколько же мне понадобится времени?»
Американец ответил: «15–20 лет».
«А что потом, синьор?»
Американец засмеялся и сказал: «Потом будет самое лучшее. Когда придет время, ты реорганизуешь свою компанию в открытое акционерное общество, выпустишь акции на биржу и станешь очень богатым. Будешь зарабатывать миллионы».
«Миллионы, синьор? И что потом?»
Американец сказал: «Ну, потом ты уйдешь на пенсию и переедешь в какую–нибудь маленькую деревню на берегу океана, где будешь спать, рыбачить, возиться с детьми, предаваться сиесте с женой, по вечерам ходить в деревню, пить с друзьями вино и играть на гитаре».

Другими словами глупо лишать себя всех радостей жизни ради достижения какой либо цели в необозримом будущем, жить надо в удовольствие и ценить свою молодость, потом все будет восприниматься уже не так...

19.04.2012 15:15:14

Дмитрий, притча известная, но конечно изрядно утрированная :) Если что-то пойдёт не так, рыбаку и его семье банально нечего будет есть.

Но в целом, согласен. Нельзя лишать себя радостей жизни :)

19.04.2012 21:15:23

Я могу сказать, что это единственное что мне нравится в Американцах. Так и есть, они упорно пхнут трактором к своей цели. Но при этом не забывают жить :)

20.04.2012 08:40:35

Михаил Якименко, кто-то забывает, кто-то не нет. Американцы, ИМХО, очень подвержены погоней за результатом. Я про тех, кто многого добивается конечно.

Хотя люди разные.

20.04.2012 09:36:44

Never Lex, Разве я сказал, что дело не должно нравится? Совсем нет. Я говорил лишь о том, что можно переть к цели, не отвлекаясь ни на что, а можно просто идти к той же цели, медленее, но зато можно еще и на радости жизни отвлекаться. Я вот это имел в виду.

20.04.2012 09:43:04

ZeroXor, если дело нравится и испытываешь кайф от самого дела, то это уже удовольствие процессом. В корне отличается от позиции «страдаю сейчас ради завтра».

По поводу того, что лучше «дольше и с кайфом», чем «быстро и в мучениях» совершенно согласен.

21.04.2012 15:08:01

Алексей, вы всё правильно сказали. Я бы ещё упомянул ту дикую ситуацию со стрессами, психозами и т.п., что присуща западу. В комментариях тоже указаны правильные вещи. Но жизнь достаточно практична.

Успех тех же американце имхо кроется не толь и не столько в упомянутой философии, сколько в простом, и сложно одновременно, понятии взаимовыгоды. Так на вскидку трудно сформулировать этот небольшой, но важный нюанс. Да и не стоит забывать, что я могу и ошибаться.

Оставьте комментарий [форматирование]

Пожалуйста, воздержитесь от спама и идиотских высказываний. Жёсткая модерация. Ссылки закрыты атрибутом nofollow, а значит не несут пользы для продвижения!
Ссылки на всё кроме личных блогов и тематических блогов, сходных по тематике с данным, вырезаются.



Мой Telegram канал
Мой RSS фид