Почему МЛМ – это не бизнес, а работа торговым агентом

Честно говоря, немного бесит постоянно слышать от адептов разнообразных МЛМ структур фразы от наивных «я занимаюсь бизнесом», «мой бизнес растёт», «хватит работать на дядю, стройте свой бизнес» до вызывающих «вы все, дураки, РАБотаете на дядю, а я строю бизнес». Ну, и конечно достал постоянный спам в социальных сетях, мессенджерах, почте.

Хочу огорчить всех новоиспечённых «бизнесменов», которым запудрили мозги глупостями. Никакого бизнеса у них нет. Их могут запросто выбросить из цепочки или компания может закрыться.

И сейчас я расскажу, что такое MLM, почему слова о бизнесе сказки, зачем обманывают людей, плохо ли это. И самое главное – можно ли получить профит, не смотря на враньё.

Давайте начнём с определения. Многие банально не знают, что обозначает аббревиатура МЛМ. Нет, это не "бизнес для всех и каждого". На самом деле буквы английские MLM и расшифровываются как multilevel marketing. На русский переводится как многоуровневый (или сетевой) маркетинг.

Википедия говорит, что сетевой маркетинг не что иное, как концепция реализации товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов (сбытовых агентов), каждый из которых, помимо сбыта продукции, также обладает правом на привлечение партнёров, имеющих аналогичные права. При этом доход каждого участника сети состоит из комиссионных за реализацию продукции и дополнительных вознаграждений (бонусов), зависящих от объёма продаж, совершённых привлечёнными ими сбытовыми агентами.

Собственно, в этих строках и описана суть MLM. Участники структуры являются торговыми (сбытовыми) агентами и получают комиссионные за реализацию товаров (иногда услуг), а также могут привлекать других агентов для получения процента от их оборота.

По сути, тоже самое, что и стандартная партнёрская программа более 1 уровня (вроде DrDick или партнёрки Попова). Только партнёрская программа говорит открыто, что вы являетесь партнёром (или торговым агентом, кому как нравится). Ни слова о мифическом построении бизнеса.

Кстати, в скором времени планирую запускать партнёрку для реализации чудесного скрипта JSale. Уже основной модуль разработан.

Почему MLM это не бизнес

Рассмотрим два совершенно разные роли. Владельца бизнеса и сотрудника.

Владелец бизнеса имеет прямое влияние на него, т.е. создаёт концепцию, налаживает технологии, прописывает правила и принимает ключевые решения. А также держит в своих руках все финансовые потоки.

Сотрудник может получать премии, процент от продаж, быть почётным работником года, руководить другими сотрудниками. Но он не может повлиять на всю систему без решения владельца. Также его могут уволить, если что не так. И весь его статус и доход упадут до нуля.

А теперь задумайтесь. Участник MLM структуры может пойти и завтра закрыть компанию своим решением? Или перераспределить проценты. Или запустить новую ветку продукции. Или изменить как-то правила. Нет. Он может разве что выдвинуть предложение лидерам и владельцам.

А уволить его могут? Конечно!

Поэтому MLM является бизнесом только для владельца компании. Остальные исполняют роль торговых агентов.

Зачем создаётся иллюзия

Зачем же конторы, практикующие MLM, настырно вбивают в голову людям мысли о бизнесе.

MLM изначально является иллюзией бизнеса, чтобы люди больше и лучше работали. Это всего лишь мотиватор. Статус бизнесмена греет обывателя (точнее напрочь плавит ему мозг). Человек хочет выглядеть более важным и умным, чем другие. И ему дают повод.

В общем, человеку искусственно повышают ЧСВ, внушают идеи о бизнесе и с помощью простой манипуляции заставляют зарабатывать больше денег для структуры.

А что происходит на самом деле?

Некоторые «бизнесмены» сами регулярно закупаются продукцией, чтобы получать процент. Или делают массовые закупки, чтобы продвинуться по карьерной лестнице.

Я не раз слышал речи о «своём успешном бизнесе» от людей, которые сотнями обзванивают людей в холодную и предлагают им незабываемую встречу, в ходе которого нужно сделать предложение таким образом, чтобы они не смогли отвертеться.

Для них это не продажи по телефону, а бизнес. На самом же деле они работали в течение нескольких месяцев в колл-центре за мизерную зарплату.

Причём в ходе таких стараний многие из них через год забывают напрочь об этом «бизнесе», т.к. у них не хватило духу даже это довести до конца. У меня есть знакомый МЛМщик, который всё бросил и устроился работать слесарем! 0_о

Многие другие адепты массово подались в МММ и прочие подобные пирамиды. Слишком привыкли привлекать людей в сомнительные структуры и получать левый доход.

Иллюзия бизнесмена – плохо ли это

С одной стороны это хорошо. Люди работают лучше и упорней (они ведь свой бизнес строят), поэтому больше зарабатывают. Также они задумываются о своём развитии как минимум в сфере финансов и продаж – читают, слушают лекции, посещают семинары и тренинги. Ещё иллюзия повышает самооценку.

С другой стороны это очень плохо. Я лично против обмана и заблуждений. Лучше честно сказать человеку, что он торговый агент, чем кормить сказками о бизнесе. Также у многих адептов ЧСВ повышается слишком сильно и они становятся заносчивыми, портят отношения с окружающими. Многие, наслушавшись сказок о лёгком заработке, разочаровываются не только в MLM, но и в работе на себя, бизнесе, инвестировании. Также множество дилетантов в продажах подрывает всякое доверие к любым продавцам. И конечно не стоит забывать про спам, который сыпется со всех сторон от будущих миллионеров.

Как видите, есть и положительные и отрицательные стороны. Какая из них более весомая – решать вам. Моё мнение не очень понравится любителям MLM.

Я думаю, что сам сетевой подход к распространению товаров очень интересен. По сути это обычная партнёрская программа, где вы получаете процент от продажи за привлечение клиента. Но он плодит огромное количество дилетантов, которые пытаются как-то впарить товары компании и тем самым подрывают доверие к бренду. Спам и навязчивые приглашения уже достигают критической массы.

Хотя, судя по количеству MLM компаний, это всё равно эффективно. Владельцам ведь важны продажи, а не приятные взаимоотношения между людьми :)

Что в итоге

Заработать в структуре MLM можно. Причём довольно много. И развиваться тоже здесь можно. Особенно, если подойти к продажам правильно и адекватно реагировать на неизбежную критику.

Но правда в том, что это работа за процент. А так хочется иметь статус бизнесмена)))

В общем, думайте своей головой. Не поддавайтесь обману. Развивайтесь. И запускайте лучше свои проекты.

...

А что вы думаете по этому поводу? Как относитесь к участникам MLM и приглашениям в структуру?

Подпишитесь на обновления блога

Получить в подарок мини-книги и 21-дневный тренинг по личностному росту.

Подписаться на рассылку «Инструменты Интернет для онлайн бизнеса»

Поделиться ссылкой:


Комментарии:

14.07.2013 16:29:23

Полностью согласен. Вообще бизнес - это то, что может работать само, пока бизнесмен отдыхает. А если для получения чего-то нужно постоянно «крутиться», то это в лучшем случае предпринимательство.

К MLM-щикам отношусь так же, как и к остальным людям. А вот к предложениям вступить в их игру - резко негативно.

15.07.2013 08:14:40
#2 aquacry

Учредители группы компании, владеющие сетью, скажем автосалонов - тоже не могу закрыть соответствующие концерны, устанавливать дивиденды, налаживать выпуск новых концептов автомобилей. Они тоже всего лишь продают продукцию за комиссионные. У них тоже не бизнес, а так, игрульки?

Существует огромное количество разнообразнейших взаимодействий в экономической сфере отличающихся масштабом, сложностью, вовлеченность, надежностью и много ещё чем.

И бизнес это любая деятельность, направленная на получение прибыли.

15.07.2013 08:28:22

Подписан во многих MLM-компаниях. За все время не привлек в «сеть» ни одного человека. Просто покупаю товары со скидкой - многие товары не продаются в магазинах (и альтернативы им неет) и их можно купить только у MLM-дистрибьюторов; при этом товары хорошего качества.

«Сетевой» опыт переориентировал меня в способах зароботка (бросил работу хирурга, создал 2 блога, 1 Интернет-магазин и планирую еще несколько).

Ps: А весь негатив создают MLM-щики с низкими морально-этическими нормами.

15.07.2013 09:11:18

aquacry, совсем некорректный пример. Владелец сети автосалонов может открыть новый автосалон, закрыть старый, запустить новую рекламную кампанию, да много чего. Если же вы говорите о держателе 2% акций, то он является инвестором.

Дмитрий Биологическиактивный, согласен, что можно быть просто покупателем. Я и будущая жена тоже пользуемся некоторыми товарами.

15.07.2013 10:16:33

Кому хочется статуса «бизнесмена»? Автор, это видимо ваши фантазии :-)

15.07.2013 10:45:27
#6 Сергей

Never Lex,
А МЛМщик рекламную компанию себя и своего дела начать не может разве? МЛМ очень близко к франчайзингу, ты получаешь обучение бизнес-модели компании, получаешь доступ к продуктам, но в тоже время не можешь влиять на стратегическое развитие компании. Также как владелец московского макдонольдса не может взять и вместо начать продавать бутерброды с колбасой. Но вы же все равно его бизнесменом считаете? А почему тогда млмщик торговый агент?

15.07.2013 10:52:23

Константин Харченко, у меня с фантазиями всё ок. А хочется всем подряд видимо, т.к. везде слышу про «успешный бизнес в (топливной, фармацевтической, косметической, бытовой и т.д.) сфере». Каждый первый «бизнесмен» и «скоро заработает первый миллион». Тошнит уже.

Сергей, запустить рекламу конечно может. С позволения компании конечно.

А вот сравнение с франшизой - это неплохо! Что-то в этом есть.

15.07.2013 15:46:25
#8 Денис

Думаю нужно уметь привлекать в МЛМ структуры или пользоваться реальными уроками практиков и строго по схеме.

19.07.2013 21:28:45
#9 Антон

Знакомое дело это. Когда искал работу, попал в такую сферу, как торговый представитель (или агент). Проработав день, понял, что это дело нехорошее, пусть и заработать можно прилично.И ушел. Только вот «впаривание» товара людям, которым он чаще всего совершенно не нужен не оптимальный выбор работы. Сколько продашь, столько и заработаешь, нет стабильности, нет и уверенности в завтрашнем дне, хотя, повторюсь, иногда люди зарабатывают на этом очень даже неплохо. И долго там не задерживаются..

21.07.2013 07:30:57
#10 Булат

Честно говоря к МЛМ компаниям у меня неоднозначное отношение. Конечно тут все зависит от самого человека. Но люди не все одинаковы, и если одни могут легко разобраться с нужными для себя товарами, то другие легко поддаются уговорам «менеджеров». И подобный заработок вызывает все-таки больше недоверия.

23.07.2013 07:44:27

Ой, не доверяю я этому МЛМ. По мне лучше работать чисто на себя, а не путаться в этой пирамиде. Либо идти работать на завод :)

27.07.2013 20:29:14

Бизнес не может быть для каждого, поскольку предполагает наличие определенных качеств, которыми обладают лишь единицы. Не согласен с некоторыми высказываниями выше о том, что деньги к бизнесменам сами идут в карман. Успешный предприниматель должен работать 24 часа в сутки, естественно, в основном головой, и только тогда может добиться успеха. Кроме этого, необходимо совершенствоваться и учиться, желательно на чужих ошибках, постоянно. Я тоже не считаю МЛМ серьезным бизнесом.

29.07.2013 08:21:05
#13 natural people

если человеку интересен сетевой маркетинг, то вперед..в основном так задерживаются одни какие то душевно убогие, но есть и компании, где не все так печально, например, торговля косметикой

30.07.2013 14:11:52
#14 Алексей

Надо понимать что бизнес бывает разный. Есть бизнес традиционный, а есть сетевой.

02.08.2013 13:34:25
#15 Любящая жизнь

Знаю нескольких человек которые даже в восторге от такого бизнеса. Вообще-то оно все хорошо, что приносит постоянный доход. Но когда сама побывала на их мероприятиях мне показалось, что это собрание сектантов)

02.08.2013 21:09:07

Для меня тема МЛМ «бизнеса» очень болезненная. В свое время в университете меня в одну такую структуру затянули одногрупницы. Опыта работы серьезного я так и не успел получить (всего поучаствовал около полугода), но усвоил то что ты просто маленький винтик в системе, которая завтра может легко и без угрызений совести крутится без тебя и в другом месте.

03.08.2013 02:48:36
#17 Avangard

Самое противное, когда МЛМ начинают реально завираться. особенно, когда ищешь работу.
я уверен, все это не раз проходили - звонят и начинают предлагать сладкие вакансии, вроде «помощник руководителя», «региональный менеджер» и проч проч, а в итоге - собеседование в комнатке 4х5, по 5-6 «собеседований одновременно» и потерянное время(((

05.08.2013 12:53:36

Neverlex , СПАМ в Комментах. Сделай что-то. Я не против МЛМ , знаю людей которые зарабатывают в нем 10 000+ $, Только они нормальные , Понимают что такое продажы и клиенты.

07.08.2013 12:32:15

Есть бизнес традиционный, а есть сетевой.

10.08.2013 19:18:52

Одна правда в МЛМ бизнесе - деньги получаю только те кто вверху, и не важно какая МЛМ система, выше вы по матрице или ниже, получают те кто ведут вебинары и встречи, те кто управляют стадом...Это лично мое мнение...

19.08.2013 18:17:22

Бывало я за 20-30 дней на МЛМ зарабатывал по 80-90 долларов благодаря свом рефералам. Эти деньги мне честно переводили на кошелёк. Прежде чем начинать работать на МЛМ следует анализировать проект на прелмет выплат и перспективы.

23.08.2013 20:16:57
#22 Сергей

MLM - это все-таки бизнес. Есть люди которые добились даже не очень плохих результатов. Как и в любом деле кому как повезет.

10.09.2013 17:52:32
#23 Валерий

МЛМ себя исчерпал как бизнес, сейчас это инвестиции, а также форекс брокеры. Существуют МЛМ такие например как 2друга и подобные, у нас с Алексеем с Москвы была своя МЛМ но успеха мы не достигли «срубили» баксов 30 каждый и затихло все, халява постепенно вытесняется из рунета и остается лишь работа ну или подработка

06.10.2013 22:16:44

Считаю своим долгом расставить некоторые точки над Ё...

«Существуют МЛМ такие например как 2друга и подобные», «Ой, не доверяю я этому МЛМ. По мне лучше работать чисто на себя, а не путаться в этой пирамиде» - давно пора уже научиться отличать сетевой маркетинг от банальных финансовых пирамид. Чтобы не смешивать добро с содержимым унитаза. Само слово «маркетинг» подразумевает продвижение товара, а не воздуха. И уже из одного этого вырастает огромная разница в идеологии, подходах к делу, методах работы... И, в конечном счёте, в получаемых результатах. Если мы говорим о финансовой независимости (то есть о наличии достаточного денежного потока, получаемого человеком независимо от его действий на данный момент), то в финансовых пирамидах о ней не может идти и речи. Просто потому, что такие пирамиды долго не живут именно из-за отсутствия в их основе адекватного товара.

«Одна правда в МЛМ бизнесе - деньги получаю только те кто вверху» - так бывает далеко не всегда. Если один человек создаст широкую сеть, а второй, придя раньше, пригласил только его одного и на этом остановился, то первый получит гораздо больший результат. То есть получается, что зарабатывают не столько первые, сколько лучшие.

08.10.2013 18:36:16

Большаков Артём, часто даже при наличии отличного товара чересчур навязчивые продавцы отбивают охоту иметь дело с сетевиками :(

27.10.2013 07:45:32

А что для вас означает бизнес? Как вы понимаете слово бизнесмен? Для меня бизнес - это когда ты живеш на проценты от своего дела. Лучше я буду получать 15% от прибыли предприятия в котором работаю, чем стабильную зарплату каждый месяц.

30.10.2013 13:26:48

«Собаки лают, караван идёт»

18.11.2013 17:04:08
#28 Zlata

Бизнес-это в первую очередь клиенты. Есть клиенты-есть бизнес; нет клиентов-нет прибыли, нет бизнеса. И совершенно не важно как Вы себя называете и что Вы продаете.

24.01.2014 12:10:42

Автор путает административно-командную систему и бизнес. Например, исполнительный директор имеет полномочия перестраивать стоящую под ним структуру, но он не бизнесмен, а всего лишь исполнитель - наёмный работник.

Оставьте комментарий [форматирование]

Пожалуйста, воздержитесь от спама и идиотских высказываний. Жёсткая модерация. Ссылки закрыты атрибутом nofollow, а значит не несут пользы для продвижения!
Ссылки на всё кроме личных блогов и тематических блогов, сходных по тематике с данным, вырезаются.



Мой Telegram канал
Мой RSS фид